вторник, 13 сентября 2011 г.

5. Подземные города и скальные монастыри. Ущелье Ихлара

         Сегодня мы собираемся посетить отдаленные от Гёреме достопримечательности. А так как брать машину напрокат в эту поездку не планировали, то купили экскурсию с англоговорящим гидом, в которую входили интересующие нас места: подземный город Деринкую, Долина Ихлара и вырубленный в скалах монастырь Селиме.
       Экскурсию заказали накануне вечером. Нас заверили, что в 9 утра за нами в отель заедет микроавтобус.
       Ровно в назначенное время стоим на низком старте у стен родного отеля, со взведенным курком фотоаппарата, готовые начинать смотреть и впитывать, удивляться и восхищаться. Ну  т.д.
       Но не тут-то было! Думаете, почему я так подробно описываю такой незначительный момент? Да потому, что эти «турки» про нас забыли! Примерно через полчаса топтания на одном месте наше нехорошее предчувствие переросло в уверенность…
       И они еще в Евросоюз хотят?! :) Развалят они там всё с таким подходом (и даже помощь Украины не понадобится).
       Чтобы не засорять текст излишними подробностями, скажу лишь, что все закончилось хорошо. Хозяин отеля позвонил этим болванам, выяснил, что они еще не очень далеко урвали на своем минибасе, и подбросил нас к ним на машине. 
       И вот мы уже едем в подземный город Деринкую. 

       Если вы не очень против, я подкину вам немножко теории о таких городах.
       Каппадокия всегда лежала на пересечении торговых путей. Благодаря этому поселения были достаточно богаты, что делало их лакомым куском для желающих обогатиться за их счет. Набеги совершались постоянно. Местные жители придумали очень оригинальный выход – прятаться со всеми богатствами, домашней живностью под землей. Но не в тесном бункере, а огромных подземных городах, куда вмещалось по несколько десятков тысяч человек. Там было всё, что позволяло людям вести нормальный образ жизни. В таких городах можно было спокойно укрываться по несколько месяцев. И, конечно, возникновению таких городов  способствовали местные туфовые почвы.
       На данный момент в Каппадокии известно об около 200 подземных городов, рассчитанных от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек.  Более или менее изучено около 30 таких городов.  Известно, что некоторые из них уходят на 20 этажей вниз (хотя, возможно, и больше). Но из-за обвалов они  пока непроходимы.
       Происхождение этих подземных городов относят ко временам хеттов.  Первые упоминания встречаются в рукописях еще в 5 в. до н.э. Позже лабиринты были расширены другими цивилизациями, а присутствие подземных школ, церквей и даже винных подвалов явно указывает, что они использовались и христианскими общинами.
       Подземный город представляет собой довольно сложное сооружение с вентиляционными шахтами, трубами и желобами для непитьевой воды  с поверхности, глубокими колодцами, доставлявшими питьевую воду из природных источников, хранилищами для еды и воды, винными погребами, помещениями для содержания скота и птицы (там держали даже таких крупных животных, как верблюды). Были там и кладбища, и помещения для религиозных школ, и пыточные для взятых в плен врагов.




       Имелось подобие телефонов – узких шахт, связывающих разные этажи, по которым происходила коммуникация. Освещение осуществлялось с помощью лампад с льняным маслом. Ими же обогревали помещения. Температура в подземных городах примерно 15 градусов. Но благодаря туфовым стенам небольшой лампады было достаточно для поддержания комфортной температуры. 

       Деринкую - самый большой обнаруженный и расчищенный на сегодняшний день подземный город.
       Он уходит под землю на 90-метровую глубину и имеет 8 доступных для посещения уровней. Это всего около 10% его площади.
       Здесь могло спокойно проживать до 20 тысяч человек. Деринкую был связан 8-километровым тоннелем с еще одним большим подземным городом – Каймаклы. Сейчас этот тоннель непроходим. 
       Женька возвращается после попытки преодолеть первые несколько метров этого туннеля.
      Город был спроектирован для длительного противостояния врагу во время войн и осад. Сужающиеся тоннели с неожиданно расположенными боковыми камерами идеально подходили для засад. 
       По специальным дыркам можно было общаться на расстоянии, подавать сигналы. Особые двери - вращающиеся камни круглой формы (как жернова) могли надежно перекрыть любой тоннель.  
        С одной стороны дверь могли закрыть 4 человека, используя выемки в камне, с другой же открыть его было из-за  гладкости практически невозможно, кроме того, в центре этого каменного круга было отверстие, через которое можно было стрелять по нападающим.
      
       Выбираемся из подземного города на поверхность, чтобы ехать дальше. Впереди долина  Ихлара.
            Это огромное ущелье из красноватого базальта, длиной около 15 км, высотой до 150 м
        
       По дну каньона протекает речка, которая выточила себе русло в отложениях вулканического пепла, наплеванного окрестными вулканами.


       В стенах Ихлары как и в других долинах Каппадокии множество пещерных жилищ и раннехристианских церквей, вырубленных в IX-XI вв . Многие из них отлично сохранились, некоторые даже с фресками внутри.
        Из 105 церквей в каньоне Ихлара для официального осмотра (т.е. рядом воткнута табличка и кое-где приделана железная лестница) открыты 14. 
       Остальные 91 можно осмотреть в неофициальной обстановке, проскакав наверх по валунам и ободрав все открытые части тела о колючки.
        Вон один из таких входов посередине скалы:
        В первой же такой церкви нас ждала неприятность, масштабы которой мы поначалу недооценили. Пока экскурсовод увлеченно рассказывал о том, почему у фресок были выцарапаны глаза, или полностью сбиты лица (ислам запрещает изображение человека, и мусульмане переделали фрески на свой вкус), Женька исследовал все входы и выходы и поочередно высовывал свой нос то из одной, то из другой дырки в стене. Не знаю, зачем ему понадобилось выпрыгивать из одного такого отверстия… В общем, после неудачного приземления на твердую каменную поверхность он захромал и, как оказалось, очень надолго...
      А пока мы продолжили путь вдоль реки по дну каньона.




       Ущелье заканчивается у селения Селиме, в котором находятся развалины дневнего скального монастыря. Туда мы и отправляемся. Женька, к сожалению, уже довольно сильно хромает. :(


       Как же они тут жили, эти люди, как карабкались на такую высоту, чтобы наковырять себе жилищ в горах? Удивительно и непостижимо!
       Начинаем потихоньку взбираться на эту изрытую норами гору.









      На довольно большой высоте внутри скалы выдолблена церковь:



       И уже в конце экскурсии, напоследок, останавливаемся полюбоваться видами долин и освещенной закатным солнцем крепостью Учхисар (до нее мы собираемся добраться завтра).





       Вечером, чуть отдохнув после экскурсии, мы с Лешей решили прогуляться по Гёреме, а заодно перекусить и посмотреть каких-нибудь сувениров родственникам. Женька к этому времени был уже совсем нетранспортабелен. Его оставили в номере вдвоем с интернетом.
       Центральные улочки  Гёреме – сплошной ряд кафешек, магазинчиков и сувенирных лавок. И если днем, в жаркое время тут полу-пустынно, то к вечеру начинается оживленная жизнь. Туристы - из самых разных стран, но по нашему впечатлению, больше всего французов и китайцев. Затем, пожалуй, идут итальянцы, англичане и корейцы-японцы (я их плохо различаю). Практически не слышали только немецкой и русской речи. Ареал обитания этих  любителей «all-inclusiv»-а  - пляжное побережье. К слову, за пять дней пребывания в Каппадокии «наших» мы встретили только дважды.
       Забавно, что местные нас тоже принимали за иностранцев: и тут, и потом на юге. Чаще - за французов, иногда – за итальянцев. Я даже стала подумывать, не улучшить ли мне мое французское или итальянское произношение. Спросила у Лешки, что у меня лучше получается: «bonjour» или «buongiorno». Сказал, что и то, и другое никуда не годится. Вот так легко можно пресечь хорошее начинание... :)
       Мы были приятно удивлены поведением турков-продавцов в магазинчиках и мастерских. Это совсем не те турки, что пасутся на побережье: возле отелей и в местах скопления туристических сувенирных лавок. Не агрессивно-приставучие или вязко-обволакивающие с навязчивостью, которой позавидовали бы  многие представители сетевого маркетинга, а абсолютно нормальные люди: корректные, спокойные, с чувством собственного достоинства.
       Проделав минимально необходимый вынужденный поход по сувенирным магазинчикам (родственников-то никто не отменял) и купив еды оставленному в номере «инвалиду», мы пошли домой.
       Сфоткали ночной вид с нашего балкончика.
         Было понятно, что Женька завтра никуда идти с нами не сможет. И как он будет себя чувствовать дальше – неизвестно. А у нас остается всего 3 дня и куча планов. Поэтому мы решили использовать завтрашний день по максимуму и устроить себе небольшой Каппадокийский марафон.

2 комментария:

  1. Хороший рассказ и красивые фотки! Приглашаю писать и на моем сайте http://www.cappadociavisit.com/

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отзыв и за приглашение! С удовольствием побываю на Вашем сайте и, возможно, присоединюсь.

    ОтветитьУдалить